Четверг, 02.05.2024, 21:16
Спорт клуб ГК "Криста"
 
Меню сайта

Категории раздела
общие сведения о рафтинге [1]
6.05-9.05.2009 [1]
Алтай, август 2008 года [1]
Порог Ревун, 26.04-1.05.2010г. [1]

Статистика

Главная » Статьи » рафтинг » Алтай, август 2008 года

Сплав по реке Катунь, порог "Шабаш"!

36 ЧАСОВ ОТДЫХА

 Экстрим - прежде всего! 

Отдыхать можно по-разному - сидеть с книжкой в кресле, перед телевизором и… посапывать, как младенец. Можно поехать в Муранку, и там гулять по мокрому лесу, выбирая землянику, а потом купаться в мутной Усе. Третьи предпочитают Европу, четвертые Африку, ну и т.д. и т.п.

Их отдых совсем другой. Им не нужны отели, пляжи, телевизор, им не нужны тайские женщины, им нужен "Шабаш"! Им нужна Катунь! Им нужен сплав! Им нужны пороги!

Когда-то я писал о сызранцах, которые постоянно сплавляются по рекам. Там, в основном, было неторопливое скольжение по рекам, дневки с рыбалкой, охотой, вечерние посиделки у костра, с песнями.

Этот спорт совсем другой…

Работнику ООО "Гранит" Сергею Александрову 38 лет.

Начинал он и его друзья робко, на резиновых лодках, по реке Черемшан, в Татарии, потом перебрались на Красную поляну, в Адлере, там было поострее, поинтереснее, и только, когда научился сносно владеть веслом вышел на пороги… И с тех пор 2 поездки в год - нормально! Побывал на Урале, Кавказе само собой горный Алтай…

 

В 2007-ом Сергей официально зарегистрировал клуб водного туризма "Экстрим". Пока в членах клуба 9 человек.

В этот раз у них был скоростной спуск по реке Катунь, что на горном Алтае. Сборы были недолгими. У каждого гидрокостюм и гидроботы.

Собрались, потом самолетом до Москвы, затем, также самолетом до Барнаула, там, на микроавтобусе долгий путь, через Бийск в горы! Отмахав 400 км., они прибыли на реку, на спортивную базу "Среда Обитания". Горный Алтай штука серьезная и горы там серьезные. За многие тысячелетия река Катунь прорезала в горах огромные каньоны и теперь мчится сквозь них, как экспресс! От спортбазы надо было добраться до исходной точки маршрута, а до нее не много не мало, а еще 420 верст… шучу, км. Двигались по знаменитому Чуйскому тракту! Через два перевала - «Семинский» (1900м), а также успели насладится величественной красотой перевала «Чике-Таман».

Река Катунь берёт своё начало у подножия высочайшей вершины Алтая – горы Белуха.     Средняя температура р.Катунь в летнее время не жаркая и составляет 12,4-13,7 градусов, длина 688км.

Был выбран маршрут по Средней Катуни, назывался он достаточно многообещающе - «Крэзи Катунь» - "Сумасшедшая Катунь", ну что ж им еще придется убедиться в этом... Протяжённость активной части маршрута всего 155 км., как до Самары, хотя по дороге все 420… Вообще эти полторы сотни км. надо проходить не менее 5, а обще принято и рекомендовано 7 дней, но так как они были из клуба "Экстрим", то шли в экстрим-режиме, и рассчитывали на полтора суток. Ребятам рассказывали, что однажды приезжали асы, так они за 9 часов управились. За это время предстояло пройти большое количество порогов, "валов", "бочек", "шивер", "шивера" похожа на шифер, только водный и "пульсаров" - хитрая штука, вода над подводными камнями внезапно расступается и вот оно - голое дно, но, если немного погодеть, то вода опять сходится - плывите пожалуйста!


Высадили у самого берега. Их 9 человек, 2 группы, одна, в том числе и Сергей на 4-х местном катамаране "Кулик-4" - генеральный директор ОАО "Пластик" Максим Симонов, кстати ребята очень благодарны ему, именно он помог организовать сплав, Александр Шубович и проводник Михаил, другая группа - Сергей Дмитриченко из Самары, Владимир Пашков , Алексей Лешин, Владимир Карань, Олег Короб и Дима Баранов - все с ГК "Криста", ребята крепкие, большинство не впервые в сплаве, они шли на 8-ми местной лодке РАФТ. С ними тоже проводник. Сервис на спортбазе достаточно серьезный, на два экипажа, кроме проводника дали катамаран, лодку, выдали шлемы, спасжилеты, спальники и палатки, само собой и продукты.

На следующий день, они пустились в путь. День не задался - с утра дождь, ветер. На "Кулике-4" - два "банана" - две надувные, резиновые торпеды. По сути, они представляют из себя сильно вытянутый футбольный мяч, 3,2 метров длиной и диаметром 50 см. Внутри "мяча" надувная, резиновая "сосиска", на которую надевают "покрышку" - кожаный чехол, защищающий "сосиску" от острых камней, впрочем, не всегда успешно. Соединяют "бананы" алюминиевые перекладины. На "бананах" сидят по двое - "передний" и "задний". Передний, видит камни, но не видит катамарана и, собственно говоря, рулит, а задний видит катамаран в целом и исправляет ошибки переднего. В экипаже один - старший, который всеми командует.

По началу-то было ничего, относительно спокойная Катунь несла на себе отважных "рекоплавателей", но потом начались пороги, их на маршруте штук 8 или 9. Первый, серьезный порог "Ильгуменский" относится к 3 категории, он достаточно длинный, метров 600 и относиться к нему надо не менее серьезно.

Перед порогом проводник предупредил ребят. Сейчас будет "бочка", а за ней "валы" высотой до 4 метров, не пугайтесь - на вид страшно, но не опасно. Действительно, после "бочки", которую прошли достаточно спокойно, перед ними выросли три внушительных "вала" - 4 метровые водяные гребни, вроде гигантской стиральной доски - страшно! Но "валы" стояли спокойно и пропустили ребят без проблем, только тряхнули прилично. Дальше было проще, пролетели "не заметив", проводник даже шлем не одевал.

 

После "Ильгуменского" пошла "Кадринская труба". Тоже не хило. Начинается каскад порогов после впадения правого притока р. Кадрин. Порог можно поделить на четыре части: "Вход", "Каньон", "Поганки" и "Выход" и каждый со своими причудами, особенно "Поганки".

Перед входом в большую воду, перед воронками стоят три огромных косых вала (могут достигать высоты четырех метров) под углом градусов 70 друг к другу, в целом эта фигура напоминает букву Z. Следом за валами расположены слева и справа две очень большие воронки. Справились и с ними, и с "трубой"

 

Это было ближе к обеду. "Обед" у них понятие временное и, с приемом пищи никак не связано. 

Парни, встряхнулись, сосредоточились, они знали, что впереди "Шабаш" - порог 4-й категории.

Надо сказать, что сплав по порогам это не развлечение, не отдых, это спорт! С его адреналином, гонкой и полным отстранением от взирания на Природу, горы, рыбалку, само собой алкоголь! В какой-то степени его можно сравнить с гонкой на внедорожниках по сильно пересеченной местности. Опасностей в этом спорте немало. Судно может перевернуться, поэтому на спортсменах гидрокостюмы, обязательно шлемы и спасжилеты! Несчастные случае? Конечно бывают! На ровном месте бывает, споткнулся, человек, очнулся - гипс…

Самым главным был конечно порог "Шабаш" 4 категория - на этом маршруте высшая, хотя на Катуни есть и "шестерка". Такой порог требует большого опыта, физической силы, сноровки, хорошей реакции. "Шабаш" сначала прошли пешком, по берегу, осмотрелись, прикинули как будут проходить, а потом…


"Шабаш" - субботний отдых у евреев, ночное сборище ведьм…

Хлипкий катамаран крутило и вертело, как лягушку в футбольном мяче во время матча на первенство мира! Старшой сидит сзади, также управляется веслом и его основной задачей было руководить "полетом", не врезаться в пороги, не пропустить "бочку" - огромный подводный камень, который винтом закручивает поток воды, отбрасывает его назад. Задача "бочки" - наказать "безбашенных", которые, вместо того, чтобы лежать дома на диване и смотреть прогулки Любимцева по мировым столицам, приперлись сюда и хотят живыми вернуться к женам?! Как старшому это удается, он не знает и до сих пор. Сквозь рев, внезапно донеслось "табань" (тормози)! И тут же новая команда "Отброс"! Он резко откинулся назад и судорожно заработал веслом в обратную сторону, катамаран встряхнуло так, что он на долю секунды взлетел над "бананом", отчаянно сжал ноги, чтобы эти доли не превратились в полет, огромная волна высотой метра в 4 хлынула на него, окатила леденящим холодом и… ушла, оставив его на "банане". Приходить в себя было некогда - работа всего экипажа и сама жизнь зависит от каждого члена в отдельности. Вспомнились слова из песни Высоцкого - "Ну это в последний раззз"! Впереди продолжал кипеть бурунами порог. Конца края ему не было видно, мускулы ныли и умоляли - дай передых! Справа, и сзади, молча, остервенело работали веслами парни. Он зло стиснул зубы. - Хрен тебе! Пройдем! Так продолжалось часа два, три, а может быть и все десять! Вдруг, когда он готов был закричать: - Пристрелите меня! Силушки нету! Показалась ровная вода! Они все-таки прошли "Шабаш", этот чертов порог четвертой категории на реке Катунь! Прошли живыми! И теперь им сам черт не брат! Он оглянулся и замер в недоумении - в катамаране их было только трое! Проводника Миши, их Сенсея не было! Сердце ухнуло куда-то в левый ботинок. Он поморгал глазами, в надежде, что инструктор опять окажется на своем месте и заорал, что было сил: - "зарубаться"! Вся разом откинулись назад и воткнули весла в дно Катуни… Катамаран замер, а они стали грести к берегу. Через несколько секунд, они увидели … шлем Миши, а под шлемом находился сам Михаил, он сидел на скользком валуне, а к нему уже подплывал РАФТ!

Вот только теперь они могли расслабиться…

 

Потом был коварный "Каянч", вроде бы не сложный, и его прошли…

Пройти то прошли, а вот потом… Идущий сзади РАФТ перевернулся на "бочке",  в принципе место было спокойное, но… то ли проводник ошибся, то ли ребята сплоховали где-то, но -  рывок и… вода-воздух-вода! Весь экипаж в воде, РАФТ спокойно покачивается кверху … "попом". Сергей увидел перевернувшийся РАФТ, когда тот находился уже в метрах в 300-х от них. И начался "мартышкин" труд! Они веслами "туда", а течение отбрасывает "Кулик" "обратно". Но все-таки дошли до "терпящих бедствие на море". Перевернутый РАФТ, вместе с ребятами, вытолкнули на берег, и только там уже смогли перевернуть и сразу вновь в путь! Потом, по ходу стали ловить… нет не рыбу - весла, обувь из РАФТа, которые уплывали себе в "синее море"

Обед пролетел быстро, им удалось найти более-менее спокойный участок и по ходу движения перекусить бутербродами. Я уже говорил, что Катунь прорезает горы и берега высоченные и крутые, порой солнца не видно за горами, поэтому найти место для обеда или ночевки не просто… Обычно, они заранее определяются проводниками…

Много хлопот доставлял дождь. Защитные очки надевать нельзя, в случае чего осколками можно повредить глаза, лицо, поэтому остается суживать, сколько можно глаза и стряхивать воду, если успеешь, рукой.

Под вечер, часиков в 17-18 они пристали к берегу и… на несколько секунд без сил повалились на землю. Мышцы молили о пощаде! Какая природа, какой костер!? Однако пришлось подниматься, переносить вещи, ставить палатки, конечно, снять "гидрики" (гидрокостюмы)… переодеться в теплую, сухую одежду, которая была в вакуумных гидромешках. И вновь рухнули наземь!

К счастью, у них был повар Сергей! Из местных, глядя на бедолаг, он натянул тент, сложил костер. В условиях дождя, это не просто, но у них была газовая горелка для розжига, очень эффективная! Уже скоро костер весело потрескивал, в котелке готовилась солянка! Рецепт? Очень простой - в кипящую воду засыпаем картошку, тушенку, соленые огурцы, естественно копченую колбасу. В другом котелке готовилась каша. Когда с костра потянуло божественным запахом пищи, парни почувствовали, как зверски проголодались, один за другим потянулись к костру.

Вот ОНО! Вот! Ради этих минут они приехали сюда, целый день махали веслами, подпрыгивали на ухабах, обливались ледяными водопадами! Как только желудки наполнились горячей пищей, все стали расползаться по палаткам, а через несколько минут лагерь тихо спал, только повар, с улыбкой, мыл посуду, убирал мусор… Ему рано, раньше других вставать, готовить очень легкий завтрак, бутерброды на обед.

Хотите, верьте, хотите, нет, но там Природу любят и уважают. Когда курили, инструктора просили ребят не бросать "бычки" в воду, а складывать в специальный кармашек, потом, на берегу их закапывали.

На следующий день подъем в 6-30, в 7-00 завтрак, несколько минут полюбоваться на Природу, на скалы и в 8-30 - вперед!

Погода была благосклонна - чуть-чуть дождя, потом солнышко, за скалами и вновь гонка, на этот раз было тяжелее, мускулы болели и не хотели подчиняться, но постепенно разработались. К 16-ти часам они уже были на месте! Вообще, этот маршрут положено проходить за 5 суток, это с чувством, с толком, с дневками, когда можно поваляться на бережку, половить рыбешки… какая там рыба? Говорят даже хариус имеется? Ушицы поклевать… побродить по редкому лесу, может быть ягоды, грибы.

В общем, нормальный сплав, но у них было мало времени и было острое желание "сделать" этот маршрут, к тому же экстримщики и есть экстримщики!

Потом была банька, в "Среде обитания", ужин, уже с алкоголем, радостные, лихорадочные разговоры, как, что было, они вновь, мысленно спускались по реке, заново переживали свои ощущения. Потом они еще не раз будут вспоминать поездку, ждать новую, строка из Высоцкого уже и не вспоминалась. Сразу, без ночевки, был автобус, они торопились в аэропорт, где их должен был ждать "Боинг 737"… Он, конечно, ждал, но… 11 часов им пришлось ждать. Их рейс также пострадал от проблем с горючим…

Когда сели в самолет, командир корабля сказал, что их ждет Москва, а там их ждет дождь… гроза… молнии. На это сообщение мало, кто обратил внимание. Но когда подлетали к столице… действительно попали в ГРОЗУ, и били молнии почти, что по крыльям и грохотало так, что перебивали звук двух, реактивных движков, кое-кто даже молился втихую. Потом была Сызрань, встречали родные, были объятия, поцелуи, а когда все успокоились, их остро потянуло на пороги… ведь как поется у того же Высоцкого "Лучше гор, могут быть только горы, на которых еще не бывал", а ребята добавляют - горы с порогами! Такие уж эти парни! Отважные, смелые и черт им не брат…


Категория: Алтай, август 2008 года | Добавил: admin2 (28.02.2010)
Просмотров: 2301 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Shubovich  
0
Сложность сплава, в том что в основном все новички ( чайники). Шли вместо 5-ти суток 3-е физически очень тяжело. На пороге "Шабаш" "выбило" проводника на катамаране осталось трое. "Шабаш" - 5-ой категории сложности, сказать что это серьезное испытание для отваги, ничего не сказать... Катамаран затянуло в "бочку" начало бить о валун, в оставшемся экипаже новичок "чайник" Симонов М., не сдрейфил отработал , как "мотерый". Жму руку, смелый пацан!
Особо хочу отметить неунывающего Короба О. и неутомимого Лешина А.
Александров С., где мог "сачковал".

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Вы смотрите - Мы платим!
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz