Поро́г, поро́ги — каменистый
или скалистый участок в русле водотока (реки
или ручья) с повышенной скоростью течения и относительно большим падением
отметок уровня воды, образовавшийся вследствие ступенчатого размыва русла, если
материал его неоднороден. Слив - сливом обычно называют самое свободное от камней и потому наиболее проходимое место в пороге. Большинство сливов имеет форму треугольника, образованного линией перегиба водного потока и косыми струями от камней, ограничивающих слив у основания. Сходящиеся косые струи вызывают появление стоячих волн или цепочки волн за вершиной треугольника.
В пороге может быть один слив во всю ширину реки либо несколько сливов различной высоты и мощности, разделённых выступающими скалами или камнями. Различают сливы прямые и косые: у прямого слива линия перегиба водного потока перпендикулярна течению реки; у косого — образует с течением реки острый угол. Узкий косой слив, в котором глубина русла на линии перегиба сильно отличается у разных берегов, называется кручёным или винтовым.
Водопад — это падение воды в реке с уступа (крутизной более 45°), пересекающего речное русло. Вода может падать по нескольким уступам подряд, образуя серию последовательно расположенных водопадов — каскад. При крутизне уступа менее 45° падающий поток воды называется водоскатом или водосливом. Небольшие водопады на севере часто называют падунами.
Водопад со сравнительно малым расходом воды, а также «сезонные» водопады встречаются практически во всех горных районах.
Водопад с пологим падением и водоскаты можно проходить на крупных туристических судах, если высота слива меньше длины судна. Водопады с крутым падением, высота которых равна или больше длины судна, непроходимы на плаву; такие водопады обходят по берегу (совершая обнос). Плавание по рекам с водопадами требует строжайшего соблюдения всех необходимых мер безопасности, максимального использования страховки, тщательного изучения лоции интересующего участка реки и обязательной предварительной разведки.
Прижи́м — нагон воды на отвесный (обычно скальный) берег на повороте реки под действием центробежных сил. В результате поперечного смещения воды непосредственно у берега происходит локальное повышение её уровня с характерными для прижима сильными поверхностными потоками, направленными от берега, которые могут отбросить (не допустить прижатия к берегу) лёгкое судно с малой осадкой, затянутое в прижим. Если скальный (прижимной) берег имеет отрицательный угол наклона или подводные «карманы», то вся поверхностная вода уходит вглубь. Такие прижимы наиболее опасны — их трудно обнаружить, а затягивающее действие их очень велико.
Карман - карманом называют подводный грот, образовавшийся при разрушении скальной стены на повороте реки ниже уровня воды. Наиболее явный признак — это отсутствие отбойного вала на крутом повороте потока.
Промышленное
использование
Пороги затрудняют судоходство и сплав, вызывают
необходимость сооружения обводных каналов. На реках, имеющих пороги, иногда
сооружаются гидроэлектростанции (например, ДнепроГЭС
на порогах Днепра у города Запорожье, Волховская ГЭС — на порогах Волхова).
Водный туризм
В водном туризме пороги являются одним из
основных элементов, определяющих сложность маршрута. Самые простые для
прохождения пороги могут встретиться уже на маршрутах 2 категории сложности.
Если порог состоит из нескольких последовательно
расположенных сливов, расстояние между которыми не превышает длины судна, то
такой порог называется одноступенчатым; если между сливами судно может
свободно маневрировать и пройти от одного берега к другому, то порог называется
многоступенчатым.
Если в результате предварительного осмотра порога
появляются сомнения в успешности его прохождения, то как правило обносят суда
или проводят их вдоль берега.
Элементы порогаХарактерными элементами порога являются водосливы,
которые в зависимости от угла падения воды — больше или меньше 45° —
подразделяются соответственно на водопады, водоскаты и просто сливы.
Также различают следующие элементы порога:
- Бочка
- Вал
- Завал
- Камень
- Прижим
- Слив
- Струя
- Улово
- Противоток
Перед порогом зачастую образуюся значительные плёсы
от подпруживания реки ступенями порога.
Таблица оценки трудности
водных препятствий
Категория
трудности
|
Характеристика
препятствия
|
1 (Л)
|
«Легкое препятствие». Доступно для прохождения туристам,
не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется
выбора линии движения и разведки. Характерно для маршрутов I к. с.
|
2 (П)
|
«Простое» препятствие. Валы, несложная шивера, порог,
прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды.
Определяющее препятствие маршрутов II к. с.
|
3 (СР)
|
Препятствие «средней» трудности. Локальный порог со
спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия
движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов III к. с
|
4 (С)
|
«Сложное» препятствие. Протяженная шивера или порог с
большим количеством камней, бочками и валами. Каньон и щеки с прижимами,
отдельными камнями и сливами. В конце препятствий имеются достаточно
протяженные относительно спокойные участки реки. Желательна разведка,
элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно
выражена. Определяющее препятствие маршрута IV к. с.
|
5 (Т)
|
«Трудное» препятствие. Технически трудный протяженный
порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки
и валы, сложная линия движения. Препятствия следуют друг за другом. В конце
препятствия короткий участок быстротока, где возможна швартовка. Каньон с
препятствиями 4 к. т. Сильный прижим. Обязательная разведка и страховка,
возможна аварийная ситуация. Определяющее препятствие маршрутов V к. с.
|
6 (ТТ)
|
«Очень трудное», опасное препятствие. Опасный сложный
каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий.
Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка
затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с
высоким уклоном и расходом воды. Проходится после тщательной разведки и со
страховкой. Преодолевается на пределе возможности судов. Определяющее
препятствие маршрутов VI к. с.
|
6* (ТТТ)
|
«Сверхтрудное» препятствие. Труднопроходимое для любого
класса судов. Ранее не пройденное или имеющее единичные случаи прохождения,
крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы,
ущелья...). Характерно для маршрутов-первопрохождений VI к. с.
|
|