Понедельник, 29.04.2024, 01:23
Спорт клуб ГК "Криста"
 
Меню сайта

Категории раздела
общие сведения о рафтинге [1]
6.05-9.05.2009 [1]
Алтай, август 2008 года [1]
Порог Ревун, 26.04-1.05.2010г. [1]

Статистика

Главная » Статьи » рафтинг » общие сведения о рафтинге

Рафтинг, общие понятия водного туризма.

Поро́г, поро́ги — каменистый или скалистый участок в русле водотока (реки или ручья) с повышенной скоростью течения и относительно большим падением отметок уровня воды, образовавшийся вследствие ступенчатого размыва русла, если материал его неоднороден.

Слив - сливом обычно называют самое свободное от камней и потому наиболее проходимое место в пороге. Большинство сливов имеет форму треугольника, образованного линией перегиба водного потока и косыми струями от камней, ограничивающих слив у основания. Сходящиеся косые струи вызывают появление стоячих волн или цепочки волн за вершиной треугольника.

В пороге может быть один слив во всю ширину реки либо несколько сливов различной высоты и мощности, разделённых выступающими скалами или камнями. Различают сливы прямые и косые: у прямого слива линия перегиба водного потока перпендикулярна течению реки; у косого — образует с течением реки острый угол. Узкий косой слив, в котором глубина русла на линии перегиба сильно отличается у разных берегов, называется кручёным или винтовым.

Водопад — это падение воды в реке с уступа (крутизной более 45°), пересекающего речное русло. Вода может падать по нескольким уступам подряд, образуя серию последовательно расположенных водопадов — каскад. При крутизне уступа менее 45° падающий поток воды называется водоскатом или водосливом. Небольшие водопады на севере часто называют падунами.

Водопад со сравнительно малым расходом воды, а также «сезонные» водопады встречаются практически во всех горных районах.

Водопад с пологим падением и водоскаты можно проходить на крупных туристических судах, если высота слива меньше длины судна. Водопады с крутым падением, высота которых равна или больше длины судна, непроходимы на плаву; такие водопады обходят по берегу (совершая обнос). Плавание по рекам с водопадами требует строжайшего соблюдения всех необходимых мер безопасности, максимального использования страховки, тщательного изучения лоции интересующего участка реки и обязательной предварительной разведки.

Прижи́м — нагон воды на отвесный (обычно скальный) берег на повороте реки под действием центробежных сил. В результате поперечного смещения воды непосредственно у берега происходит локальное повышение её уровня с характерными для прижима сильными поверхностными потоками, направленными от берега, которые могут отбросить (не допустить прижатия к берегу) лёгкое судно с малой осадкой, затянутое в прижим. Если скальный (прижимной) берег имеет отрицательный угол наклона или подводные «карманы», то вся поверхностная вода уходит вглубь. Такие прижимы наиболее опасны — их трудно обнаружить, а затягивающее действие их очень велико.

Карман - карманом называют подводный грот, образовавшийся при разрушении скальной стены на повороте реки ниже уровня воды. Наиболее явный признак — это отсутствие отбойного вала на крутом повороте потока.


Промышленное использование

Пороги затрудняют судоходство и сплав, вызывают необходимость сооружения обводных каналов. На реках, имеющих пороги, иногда сооружаются гидроэлектростанции (например, ДнепроГЭС на порогах Днепра у города Запорожье, Волховская ГЭС — на порогах Волхова).

Водный туризм

В водном туризме пороги являются одним из основных элементов, определяющих сложность маршрута. Самые простые для прохождения пороги могут встретиться уже на маршрутах 2 категории сложности.

Если порог состоит из нескольких последовательно расположенных сливов, расстояние между которыми не превышает длины судна, то такой порог называется одноступенчатым; если между сливами судно может свободно маневрировать и пройти от одного берега к другому, то порог называется многоступенчатым.

Если в результате предварительного осмотра порога появляются сомнения в успешности его прохождения, то как правило обносят суда или проводят их вдоль берега.

 

Элементы порога

Характерными элементами порога являются водосливы, которые в зависимости от угла падения воды — больше или меньше 45° — подразделяются соответственно на водопады, водоскаты и просто сливы.

Также различают следующие элементы порога:

  • Бочка
  • Вал
  • Завал
  • Камень
  • Прижим
  • Слив
  • Струя
  • Улово
  • Противоток

Перед порогом зачастую образуюся значительные плёсы от подпруживания реки ступенями порога.

Таблица оценки трудности водных препятствий

Категория

трудности

Характеристика препятствия

1 (Л)

«Легкое препятствие». Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора линии движения и разведки. Характерно для маршрутов I к. с.

2 (П)

«Простое» препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов II к. с.

3 (СР)

Препятствие «средней» трудности. Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов III к. с

4 (С)

«Сложное» препятствие. Протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. В конце препятствий имеются достаточно протяженные относительно спокойные участки реки. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена. Определяющее препятствие маршрута IV к. с.

5 (Т)

«Трудное» препятствие. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки и валы, сложная линия движения. Препятствия следуют друг за другом. В конце препятствия короткий участок быстротока, где возможна швартовка. Каньон с препятствиями 4 к. т. Сильный прижим. Обязательная разведка и страховка, возможна аварийная ситуация. Определяющее препятствие маршрутов V к. с.

6 (ТТ)

«Очень трудное», опасное препятствие. Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Проходится после тщательной разведки и со страховкой. Преодолевается на пределе возможности судов. Определяющее препятствие маршрутов VI к. с.

6* (ТТТ)

«Сверхтрудное» препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Ранее не пройденное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья...). Характерно для маршрутов-первопрохождений VI к. с.

  



Категория: общие сведения о рафтинге | Добавил: admin2 (07.02.2010)
Просмотров: 1898 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Вы смотрите - Мы платим!
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz